Все то время, пока действовало эмбарго на голос Марио, студия RCA продолжала
регулярно выпускать новые записи Марио, используя материалы "Кока-Кола шоу", так
что публика не забыла певца и после снятия запрета он мог спокойно вернуться к
работе. 30 сентября 1954 г. Марио выступил в шоу "Звездный дождь",
организованном компанией "Крайслер Моторс". Он был не уверен в своих силах после
столь долгого перерыва в выступлениях, и согласился на чье-то предложение
выступить под фонограмму своих старых записей. Это было сделано не слишком
удачно, и на певца обрушился водопад уничтожающей критики. "Марио Ланца потерял
голос!"- кричали газеты... Разумеется, в наши дни артисты под разными предлогами
сплошь и рядом выступают под фонограмму и не отчитываются за это, но в то время
так поступать было просто не принято. Марио должен был доказать
несостоятельность критики и договорился об организации второго шоу - 28 октября
1954 г. Он спел две вещи: "О, никогда я так не жаждал жизни" (из оперы "Тоска")
и "Однажды" (из мюзикла "Бродячий король"). Оба произведения были исполнены
великолепны, и Марио вложил в "Однажды" столько чувства, что заставляет поневоле
задуматься о движущих силах, побудивших человека вложить в песню такую
страсть.
1956 год был отмечен для Марио следующим крупным проектом: съемками фильма
"Серенада" по мотивам одноименного романа Джеймса М.Кейна. По контракту со
студией "Уорнер Бразерс" Марио получал гонорар 150 долларов плюс 35% прибыли от
проката картины; кроме того, ему принадлежало решающее слово при подборе
произведений для музыкального ряда фильма, что позволило ему включить в
саундтрек малоизвестные арии, такие, как "Любовь тебе не позволит" из оперы
Джордано "Федора", и гимн "Аве Мария" - этот последний стал одной из наилучших
его записей и самой волнующей по сравнению с версиями других исполнителей. "Плач
Федерико" из оперы Чилеа "Арлезианка" в исполнении Марио также не знает себе
равных. Еще одна жемчужина фильма - великолепный дуэт с Лючией Альбанезе из
оперы "Отелло" ("О, дорогой Отелло"). Слушая эти записи, можно только спрашивать
себя, как велик мог бы быть Марио на оперной сцене - такой мощью звенит его
голос, такой страстью и такой угрозой (в финальной арии из оперы "Отелло" "Бог!
Ты мог дать мне позор"). Столь богатая коллекция красивых и сложных фрагментов
оперы "Отелло" в одном фильме - немалое достижение для тенора, никогда не
исполнявшего роль венецианского мавра перед публикой. Мало кому из исполнителей
этой роли и по сей день удается спеть ее полностью, не потеряв накала чувств к
финальной арии. Премьера фильма "Серенада" состоялась в августе 1956 г. в Радио
Сити Мюзик Холле. Картина имела скромный успех, но послужила одной цели -
вернула Марио Ланца живое внимание публики, его имя снова сделалось на
слуху.
Год 1956-й ознаменован и возвращением Марио к работе в студии звукозаписи. Он
выпустил два альбома - "Ланца на Бродвее" и "Кавалькада веселых мотивов"
(Cavalcade of Show Tunes). Первый из этих двух релизов стал настоящим фиаско:
голос певца страшно искажен, к его звучанию примешивается неприятное эхо -
вероятно, результат неудачных экспериментов звукоинженеров по "сжатию"
пленки-оригинала для увеличения плотности звука при записи на виниловый диск. К
счастью, "Кавалькада веселых мотивов" лишена этих недостатков и блестяща во всех
смыслах.
Прощай, Америка!
В конце 1956 г. Марио предложили сняться в Италии, на студии "Титанус -
ЛеКлауд Продакшнз". Сценарий предложенного фильма "До свидания, Рим" ("Семь
холмов Рима") опять был весьма легкомысленен, но Марио согласился и 17 мая 1957
г. со всей семьей покинул Америку. Он прибыл в Неаполь 28 мая 1957 г.,
рассчитывая остаться незамеченным, но был встречен толпой восторженных горожан и
делегацией высших чинов города. Запись звукоряда будущей картины прошла без
сучка и без задоринки. Музыку к фильму написал Джордж Столл, песню "До свидания,
Рим" - Виктор Янг. Съемки также завершились в срок и без всяких инцидентов - все
складывалось удачно вдали от Голливуда и присущей ему межличностной борьбы, в
немалой степени осложнявшей отношения звезд с руководителями киностудий в те
времена. Картина не имела громкого успеха в прокате и не слишком выделялась из
других развлекательных лент, снятых одновременно с ней, но, тем не менее,
показала, что голос Марио звучит так же прекрасно, как прежде.
К концу 1957 года было полностью утверждено и согласовано расписание
творческой деятельности Ланца на 1958 год, но перед этим состоялось его
выступление в Лондоне. 18 ноября 1957 г. Марио выступил перед королевой
Великобритании. Вопреки лживым историям о трехдневной попойке, бытующим и по сей
день, Маоир являлся на все репетиции вовремя и вел себя наилучшим образом.
Выступление же его в торжественный вечер сопровождалось головокружительным
успехом. Обычно чопорные и сдержанные, лорды и пэры били в ладоши, кричали
"Браво!", что нечасто случается в присутствии монаршего лица. На следующей
неделе Марио дал заключительный концерт своих лондонских гастролей и вернулся в
Рим.
Продолжение
Неаполитанские песни
Арии из опер и оперетт
|